Мы помогаем с выбором!

Цветомузыка СССР

И деревья раньше были зеленее, и люди добрее. Что уж говорить о цветомузыке минувших лет... - подумает кто-то в минуты ностальгии.

Почему же сейчас купить цветомузыку из СССР почти невозможно? Новые модели не производят, есть только варианты БУ на барахолках. Ответ прост: технологии совершенствуются. Современная цветомузыка почти потеряла возможность зажигать огни в зависимости от частотного диапазона, но умеет работать в связи с музыкой. И даже более продвинуто, чем раньше. Об этом наш небольшой обзор.

Схема типичной светомузыкальной установки СССР (тут подробнее) разделяет звуковой сигнал на полосы частот и управляет световыми каналами по среднему уровню каждой полосы с помощью диммеров (они регулируют яркость света). Типичный вариант с 1970-х годов имел три лампы: красный, зеленый и синий - для звуков баса, средней частоты, и высокой. Из-за своей простой конструкции такая цветомузыка была и остается популярной в качестве самодельных проектов для любителей,  а в СССР (да и вообще в мире) с небольшими вариациями освоили массовый выпуск таких приборов.

В конце 1980-х годов на рынок вышли более сложные контроллеры освещения, что стало возможным благодаря внедрению в 1986 году технологии DMX512 для цифрового управления техникой освещения.  Новые контроллеры, в свою очередь, подтолкнули на создание более сложных световых устройств, которые не ограничиваются только вспышками определенных цветов.  Современная цветомузыка умеет создавать различные эффекты, которые невозможно подчинить только частотному диапазону.

Для этого были применены 2 новые технологии, о которых мы кратко расскажем ниже, чтобы показать, что современная цветомузыка не уступает, а даже превосходит по возможностям модели из СССР. Кроме того, современные цветомузыкальные приборы оснащены светодиодами и лазерами, поэтому энергопотребление значительно ниже, а срок эксплуатации существенно выше, чем у старых ламп накаливания. Поэтому купить современную цветомузыку можно без излишней ностальгии по моделям из СССР. Вы точно не будете разочарованы.

Не будем глубоко уходить в технические моменты, а просто сопоставим возможности технологии, применяемой сейчас и раньше, на примере любого недорогого светодиодно-лазерного проектора из серии 2-в-1

Типичный прибор из этой серии рисует картинки лазерами разных цветов. Часто это сложные абстрактные фигуры, но для примера возьмем банальный квадрат. Довольно не просто будет нарисовать его с привязкой к частотному диапазону играющей музыки, чтобы это было гармонично и без потери содержания.

Светодиоды в таких приборах обычно дают фоновую заливку разными цветами, на фоне которой лазеры что-то рисуют. Допустим, в треке зазвучало много низких частот, по старой технологии светодиоды должны будут светить только красным, а значит из-за его обилия и единства подключившийся красный лазер просто сольется с общим фоном. Без привязки к частоте процессор не допустил бы излишки и наслоения красного. Усложним сравнение, так как рисуемые лазером фигуры можно вращать, и добавлять вспышки-мерцания с разной частотой. Даже на вскидку качественно увязать это с музыкой не просто. Частотная технология становится неактуальной.

Решением стало следующее. Запрограммируем самые удачные сочетания лазеров и светодиодов в некую последовательность. Т.е. намиксуем разные цвета разных источников света друг с другом и умножим на сочетания со вспышками и вращением. Получаем десятки или сотни вариантов свечения. Добавляем в цветомузыку звуковой датчик, он ловит ритм играющей музыки и воспроизводит заложенные проекции в такт. И даже проводами ничего не нужно соединять, потому что датчик может слышать музыку как встроенный микрофон. Чем дороже прибор, тем больше у него цветов и функций, а значит, тем больше вариантов проекций.

Именно это решение на сегодняшний день в цветомузыкальных устройствах является доминирующим. Потому что отлично справляется со своей задачей. Присутствует как в любительских приборах, так и в профессиональных

Для более требовательных в профессиональной и полу-профессиональной цветомузыке задействована еще одна технология, именуемая DMX. Продолжая пример, представим светодиодно-лазерный проектор, который имеет лазеры красного и зеленого цвета, и светодиоды заполняющего света красного, зеленого, синего цветов.

  • Выделяем для красного лазера некий канал под номером 1
  • Для зеленого - канал 2
  • 3 - для красного светодиода
  • 4 и 5 - для зеленого и синего, соответственно

Подключаем прибор к специальному световому контроллеру, который после небольшой настройки начинает понимать, что и на каком канале в данном конкретном приборе.

Для каждого канала контроллер имеет ползунок со значением от 0 до 100%. Меняем положение ползунка 3 с 0 до 20%, и видим, что загорелся красный светодиод, но только на 20% от его мощности. Добавляем до 100%, и вот он светит на всю. Аналогично и с другими каналами. Но в приборе есть еще один канал. Он отвечает не за яркость (от 0 до 100%), а за частоту вспышек (также от 0, когда не вспыхивает, до 100%, когда вспышки, например, 50 раз в мин). Это позволяет нам задать нужную частоту вспышек каждого конкретного цвета или всех сразу. Еще один канал может быть ответственен за вращение (например, лазеров из нашего примера), или несколько каналов для этого (чтобы задавать вращение каждого источника света индивидуально).

Следуя этой логике, становится понятно, что для каждого прибора может быть выделено сколько угодно (необходимо) каналов, чтобы иметь возможность точной настройки его работы, как задумала ваша фантазия. Чем сложнее прибор, чем больше у него возможностей делать так да сяк, тем больше каналов.

Классическая уже модель - светодиодная голова. Посмотрите видео в описании. Она может вращаться по горизонтали и по вертикали, светить семью цветами с разной силой, в т.ч. вспышками с задаваемой частотой. Все это обладатель DMX-пульта может программировать самостоятельно, если его не устраивают уже готовые и зашитые в память прибора варианты и сочетания.

И с помощью этой технологии вы сможете выбирать свечение нужным цветом хоть под каждую ноту, а не только на частотный диапазон вообще. Современные световые шоу создаются именно так. При этом художнику по свету не обязательно играть на световом пульте, как на музыкальном инструменте. Все придуманные им проекции разных световых приборов заранее записываются в память контроллера и воспроизводятся по мере необходимости. Хоть для сотен приборов одновременно.

Цветные прожекторы из прошлого также не утратили своей сути. Только теперь они могут светить всеми цветами (см. фото типового прожектора рядом с этим текстом). Например, четырех-цветная модель даст заполнение красным, синим, зеленым, белым как по отдельности, так и в заданных сочетаниях. И для этого не понадобится 4 прибора. С задачей  справится один, и будет иметь в функциях помимо постоянного свечения варианты переливов, вспышек, в т.ч. под музыку. Современное название группы этих приборов - PAR-прожекторы. Цену определяет количество цветов и сила яркости (чем больше - тем дороже).

В этой статье мы сделали обзор принципа работы современных приборов, чтобы показать, что технология и цветомузыка СССР сменились более продвинутыми решениями. Прогресс не стоит на месте. Все улучшается и усложняется. В описании всех цветомузыкальных приборов на нашем сайте есть видео. Даже беглый просмотр покажет, что без частотной привязки цветомузыка работать может, в т.ч. под музыку, и даже более разнообразно и зрелищно. Для ностальгии можно попробовать спаять цветомузыку своими руками, что-то из старых моделей, если есть необходимые умения, но лучшим вариантом будет купить цветомузыку из новой линейки. Ведь даже недорогой современный проектор способен создать эффектное шоу на любой вечеринке.